Сицилия. Палермо. Церковь Санта Мария делла Катена.

        02Церковь Санта Мария делла Катена находится в окрестностях городского порта Кала города Палермо на Сицилии. В средние века здесь находилась небольшая часовня. Свое название церковь получила благодаря цепи (катена), которая протягивалась вдоль фасада к морю для того, чтобы перекрыть порт. Еще одна причина такого названия церкви связана с чудом, произошедшем в 1392 году. Тогда заключенные, закованные в кандалы (иное название катена) разрушились на глазах у всех после произнесенной ими молитвы Пресвятой Деве Марии. Весть о чуде широко разнеслась по острову, и к часовне начали стекаться паломники и верующие, которые возносили молитвы Деве Марии,  а также несли дары и пожертвования. На эти подношения спустя почти век после произошедшего чуда было начато строительство церковь Санта  Мария делла Катена.

        Строительство церкви началось под руководством архитектора Маттео Карниливали в 1490 году, а завершили постройку архитекторы Скальоне и Белгуардо. Стиль Маттео Карниливали сочетает в себе спокойный стиль, чувство меры и гармонию, что присуще элементам каталанской готики в строительстве. Церковь эта мало чем отличается от других церквей Палермо в части смешения стилей в архитектуре и оформлении интерьера. Во внутреннем интерьере можно увидеть элементы норманнского стиля, стиль сицилийской эпохи Возрождения присущ скульптурам, являющимся частью оформления портала главного входа. Элементы каталанской готики видны в самой архитектуре здания, и, в частности, в структуре лоджии, для которой характерны три полицентрические дуги. Простое здание украшено готическими парапетами, наиболее ярко выражены в нижней части здания.

     Три портала украшенные элегантными гирляндами, имеют также расписанные притолоки (верхняя горизонтальная перемычка) сюжетами с участием царей, пророков, ангелов и евангелистов их евангелия. Аналогичную декоративную отделку имеют также капители лоджии. Капители и порталы выполнены из каррарского мрамора и являются творением известного скульптора и архитектора Винсента Гаджини, жившего в Палермо.

01

        Центральную притолоку украшает Мадонна с младенцем, которая играет с цепью между ангелами и святым Марком и Иоанном. На боковых притолоках – сцены Рождества и поклонения волхвов вместе с царями и пророками. Они провозглашают рождение Спасителя.

       На верхней части лоджии можно увидеть плиту из мрамора – на ней благодарственная надпись от Антонио Венециано к Марии делла Катена за оказанную великую милость. В 1592 году город постиг страшный голод. Жители вышли на шествие с урной Святой Кристины от церкви, и в этот самый момент в порту припарковалось судно, наполненное долгожданной пшеницей. Поэтому на верней части мраморной благодарственной плиты установлена статуя святой Кристины.

        Внутренний интерьер также украшен элементами архитектуры в местных традициях, дополненных арабско-норманнским стилем. В этом стиле выполнены стрельчатые арки, пресвитерий, колонны и апсиды (выступы здания), а также зеленая колонна, которая является символом вечности и спасения. Есть во внутреннем оформлении и элементы каталанской готики – это полицентрические арки с низким профилем, имеющие также местное сицилийское название «ручки корзины». Они являются элементом эпохи Возрождения.

03

        Самая древня и наиболее важная часть церкви – это вторая часовня справа. Здесь можно увидеть фреску, на которой изображена Мадонна, кормящая младенца (Мадонна делла Грация). Существует легенда, что в 1392 году перед фреской произошло чудо. Ребенок на фреске изображен в виде взрослого человека, так как автор росписи создавал ее в греко-византийском стиле. По бокам фрески можно увидеть росписи, свидетельствующие о том, что часть оригинала фрески была закрашена, чтобы прикрыть Мадонну с обнаженной грудью.

        Сыновья известного скульпотра Антонелло Гаджини, жившего из творившего в Палермо (1478 – 1536 гг.), Антонио и Джакомо Гаджини сотворили для этой часовни четыре скульптуры, которые можно увидеть по углам часовни – Маргарита, Нимфа, Барбара и Оливия. Ранее все статуи являлись частью монументального произведения, состоявшего из 11 статуй: 4 святые и 7 других мучеников. Над ними был также установлен навес, который поддерживали две мраморные колонны из красного порфира.

        В 1602 году церковь Санта Мария делла Катена была передана Отцам Театини. Они использовали ее в качестве монастырской церкви и с юго-западной части здания был пристроен монастырь. Лепнина и фрески руки Оливио Соцци в XVIII веке украсили согласно традициям того времени часовню и центральный свод здания. В период с 1884 по 1891 год в церкви проводили реставрацию под руководством архитектора Джузеппе Патриколло – убирали элементы декора, характерные для стиля барокко. В период второй мировой войны во время бомбардировок здание церкви пострадало – были частично разрушены несколько сводов и верхняя часть северной стороны церкви. Работы по реконструкции здания были проведены в 1950 году.

04

     В здании церкви Санта Мария делла Катена можно увидеть несколько саркофагов. Часть из них когда-то были установлены в церкви Сан Николла алла Калса – ее снесли после землетрясения 1823 года. Один из саркофагов достаточно интересен. Он датируется I веком до н.э. и находится в нижней части трансепта. В средние века его использовали для повторного захоронения. Здесь покоится жена Джованни Кьярамонте – Лукка Паличи. В связи с этим фактом на саркофаг добавили надписи в готическом стиле и гербы семьи Кьярамонте и Паличи.

Местоположение церкви Santa Maria della Catena

map

 

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s