Сицилия. Подъем на Этну.

Etnea27Единственное, о чем я жалею – это то, что я не приехала сюда раньше. Но, наверно, всему свое время и место.

Поездка на Этну была назначена на предпоследний день пребывания на Сицилии, и не зря мы оставили себе один день в запасе.

Так уж вышло, что перед этим было 3 или 4 дня плохой погоды, поэтому все, кто накопил желание подняться на вулкан, решили реализовать его 11 октября, ровно в то утро, когда и мы решили отправиться туда.

Я давно поняла, что итальянцы, особенно жители Сицилии жизнь любят,  и отдыхать тоже. А мое путешествие по Апулии в начале октября научило тому, что если сезон закончился, то погода вовсе не означает, что не пора впадать в зимнюю спячку. Хотя, судя по отзывам в интернете, проблемы с доставкой людей на вулкан существуют в любой сезон.

Итак, мы отправились на автобусную остановку, откуда уходит автобус в сторону Этны. Именно автобус, потому что он один, в 8-15. Других нет. туда ходит только Interbus, и только в это время. В 8-05 мест в автобусе уже не было, в обоих. К остановке всегда подгоняют второй бусик, потому что туристов всегда больше, чем на один. Но мы не догадались купить билет заранее, поэтому шансов запрыгнуть на последние места не было. Более того, нас старательно мешали друзья водителей. Суть их посыла была в том, чтобы мы подождали в сторону, пока сядут те, кто с билетами. О том, что нам можно сбегать через дорогу за тикетом и получить шанс запрыгнуть в автобус – ни слова. Зато было много слов о том, что за 25 евро с человека мы можем доехать до подножия Этны и иметь 2 часа на прогулку. Забегая вперед, это подъем, 15 минут пробежать по округе и обратно. Когда мы поняли, что пролетели с посадкой в автобус, предприимчивые парни меня начали раздражать и пришлось даже поднять тон разговора до их уровня.

«Ноу мани, ноу мани» — прикрикнула я на них — «Баста». Как оказалось, воспитанные темпераментными итальянками итальянцы, быстро ретируются перед женщиной на эмоциях, поэтому парни отстали, а мы отправились в сторону бара, прикупить билет на следующий день. Билет на завтра не продают, девушка в баре рекомендовала нам прийти  пораньше, в районе 7 часов, потому что много людей.

На такие подвиги мы не были готовы, поэтому на следующий день пришли в районе 7-45. Билеты покупаются в баре напротив, что мы и сделали быстро и без очереди. В очереди на автобус мы были в числе первых двух десятков, так что выдохнули и расслабились – мы поедем и это главное.

В этот день автобусов было также два, и всем, кто пришел позже 8, повезло больше, чем нам за день до этого. Уехали все, кто хотел, если успели купить билет на автобус.

В наш автобус, спустя 15 минут поездки, подсел гид от компании, который около часа орал рассказ об Этне, услугах гида и прочем. Сначала на итальянском для 4-х итальяноговорящих, потом то же самое для остальных. На протяжении всего выступления товарищ очень грозно пресекал разговоры и смех, чем в определенный момент стал подбешивать. Но мы смирились и просто смотрели в окно.

По дороге мы делали остановку в небольшой деревне у подножия Этны. Имя городку Николози, и во время большого извержения в 1669 году оно было полностью уничтожено. А затем отстроен заново. Всех направили в ближайшее кафе. Я же сразу побежала в сторону церкви через дорогу. В бар я тоже успела, где удалось приобрести огромный круассан и огромный же бутерброд с сыром и ветчиной всего за 3,5 евро. Ура, Сицилия, приятные здесь цены.

Здесь на площади располагается Церковь Святого Духа — Chiesa Madre dello Spirito Santo.

Информации о ней в интернете нет, даже на итальянском, зато я сделала много фото, пока мои попутчики из автобуса стояли в очереди за кофе в баре.

Spirito Santo1

Spirito Santo2

Spirito Santo3

Spirito Santo4

Spirito Santo5

Spirito Santo6

Особого внимания заслуживают двери, на которых великолепные барельефы.

Spirito Santo7

А затем началась сама интересная часть поездки. Это был подъем по серпантину, частично в облаках, мимо застывших потоков лавы, а в одном месте даже мимо домика, который был залит лавой по самую крышу.

Наконец, мы прибыли на основную стоянку, это около 2900 метров над уровнем моря, здесь уже прохладно и другой воздух. Даже сложно поверить, что внизу 30 градусов жары, а мы сразу же надели ветровки, выйдя из автобуса.

На стоянке располагаются домики, где можно взять вулканических гидов, купить сувениры, поесть, да все, что угодно. Но мы двинулись к фуникулерам – вершина Этны манила легким беленьким дымком. К фуникулерам небольшая очередь, которая двигается достаточно быстро. Билет взяли комбинированный – фуникулер и джип. Стоимость 65 евро, оплатить можно картой. Сюда же входит гид за 9 евро – услуга, от которой нельзя отказаться. Конечно, наверх можно подняться и на своих двоих – немало людей так поступали. Но мы завязаны на обратный автобус – их тоже два. Один в 16-15, второй в 16-30. Опоздаешь – придется брать такси до Катании. Народ шутит, что по цене героина. И то правда, цены начинаются от 150 евро. Это вам не 25 с носа от вокзала.

В кабинку фуникулера садится одновременно 6 человек, подъем  занимает от силы минут 15. Но время проходит незаметно, потому что внизу уже тот самый волшебный космический пейзаж. Вообще, даже странно было думать о прогулках по Этне в конце дня – весь день нас окружали черные земли, из цветного – только цвет неба и белого дыма, и тем не менее, я не могла насмотреться на это странное великолепие.

Наша кабинка рассекала облака, которые в тот день окружали Этну по кругу. Мы даже опасались, что у нас не будет возможности нормально осмотреть кратеры – ошиблись, но обо всем по порядку.

Говорят, что этот пейзаж похож на нашу Камчатку, судя по фото, и правда очень.

Первая остановка на пути к вершине. Здесь начинается более интересная часть подъема — поездка на джипах. Это Мерседесы на огромных колесах, и с каждый из них сажают только определенное количество пассажиров. Ни один человек не едет стоя. Поездка вышла та еще, потому что дорога — это серпантин, на подъем, иногда сильно потряхивало, но в этом и была определенная прелесть.

Etnea1

Отсюда можно также подняться пешком, многие так и делают. Но, учитывая ограниченность во времени, я рада, что мы выбрали более быстрый вариант.

После высадки мы попали в заботливые руки гидов, которые формируют группы и отводят нас к первым небольшим кратерам неподалеку. В интернете я читала отзывы об этих мини-экскурсиях, не очень, потому что быстро и без души.

В это время продолжали прибывать группы французов, их было очень много и гиды сразу набирали большие группы и уводили их на экскурсию. Нас же было всего четверо — я с подругой и двое немцев — мы претендовали на возможность послушать экскурсию на английском. Нам сменили трех гидов, пока, наконец, не прибыли люди не французы, которые позволили сформировать достаточно большую группу.

Возможно, нам повезло. Экскурсия была очень интересно, он рассказывал много фактов о вулкане, о Сицилии, но больше о вулкане. Начал с того, что про вулкан недавно говорили в новостях BBC. В июле произошло извержение и потоки лавы спустились по одному из склонов горы. И тогда вулкан стал на несколько сот метров ниже. Но местные верят, что Этна еще поднимется выше. Судя по отзывам, еще год назад многие доходили до основного кратера, но во время нашей поездки так сделать было нельзя. С июля месяца ландшафт изменился, и гиды очень нервничали, если видели тех, кто идет в сторону главного кратера самостоятельно. И не зря. Спустя неделю после нашей поездки на Этну, девушка попыталась проснуться, и доставила некоторые неприятности. Хотя, даже аэропорт не закрыли. Но я считаю, что мы удачно проскочили.

Но вернемся к нашей прогулке. Первые полчаса мы сумасшедшие бросались снимать каждый выброс дыма и пепла. А эмоциональная девушка Этна делала это часто. По словам гида, в предыдущий день выбросы вообще шли каждые 5 минут.

Белый дымок — это вообще явление постоянное и не опасное. Его мы и видели практически каждый день. С некоторых улиц Катании Этна видна хорошо. Коричневый дым — это пепел. А черный дым, это значит, что был выброс лавы.

Etnea2

Вообще, гид рассказывал интересно, пусть и на английском. И чувствовалось, что они любит вулкан и гордится им. Я задавала ему вопросы, на которые он обстоятельно отвечал. Например, что ночью вулкан светится красным, потому что лава выходит почти постоянно, небольшими порциями. А еще он, узнав, что я немного изучаю итальянский, начал учить меня сицилийскому. Слова выветрились у меня вместе с духом Этны, как только я покинула склоны горы, но это было интересно. А особенно он обрадовался, когда я попросила совместное фото. А вообще, работа у них тяжелая — постоянно ходить вверх-вниз, да еще и дышать не самым хорошим воздухом — здесь чувствуется пепел и пыль. И кислорода меньше, и солнце злее. Но за 5 часов, проведенных на склоне Этны, я полюбила вулкан всем сердцем и не могу их не понять.

Ну а мы пройдемся немного по ближним кратерам. Я считаю, что нам повезло и с погодой и с облаками, потому что красиво, захватывающе, особенно сочетание лавовых залежей вокруг и белоснежных облаков, как будто мы на вершине мира.

Etnea3

Etnea6

Экскурсия пролетела практически незаметно, прошло около часа, гид повел группу в сторону стоянки джипов, но  в наши планы не входило такое быстро возвращение вниз. До автобуса еще 4 часа, а вокруг столько всего манящего. Хотя, говорят, есть люди, которые поднимаются, делают за 15 минут несколько фото и на том же джипе спускаются вниз. Каждому свое, наши души исследователей требовали продолжения банкета.

Один из самых интересных моментов был, когда мы ощутили на себе тепло вулкана. То тут, то там располагаются небольшие отрытые ямки, если еще немного покопать, то порода в них теплая. Гид доставал нам горсти породы и отдавал для того, чтобы мы на себе ощутили тепло Этны.

Etnea27

Так как гида мы не взяли, то на свой страх и риск пошли в сторону главного кратера, игнорируя надпись, что так нельзя. Да не мы одни. Нам встретилась пара итальянцев, которые также гуляли по запрещенным областям, и в какой-то момент обогнала польская пара. Но чем ближе к главному кратеру, тем более агрессивными становились встречающиеся на пути гиды. Пугали полицией, погибшими на склонах людьми и штрафами в 1200 евро. Меня же наоборот успокаивало количество организованных групп, потому что случись чего, было к кому бежать. Хотя, если потоки лавы, до бежать-то вряд ли есть кому и куда. Остальное же…. мы шли четко по укатанной дороге, ни на сантиметр не уходили в сторону склонов и пугала нас больше сама Этна — в определенный момент дым начал валить сильнее и без перерывов, а сверху посыпался пепел и вулканическая пыль.

Но я опять забежала вперед. Дорога вела нас вулканическими залежами. Не знаю когда точно, но здесь сходили лавовые потоки, по застывшей лаве проложили тропинку. Это подразумевает лишь едва видимую тропку, кое-где обозначенную потертостями на камнях.

Etnea9

Видите тропинку? А она есть

А тем временем девушка продолжала выпускать красивые клубы дыма

До главного кратера мы так и не дошли. У ребят из одной встречной группы спросили — есть ли там что посмотреть. Они ответили, что гиды просто подводят ближе к столбам дыма, но до кратера не водят больше никого, девушка не хочет никого подпускать к себе слишком близко.  В какой-то момент мы попали в такую зону, где ты как будто в вакууме — ни звука, ни дуновения, вообще ничего. А вокруг какие-то космические пейзажи.

А потом в этой мертвой лавовой пустыне к нам прилетела бабочка, которая сначала села на мою подругу, а потом прямо на мою руку.

После прохода нагромождений лавовых камней, начинается ровная удобная дорога. Тем более непонятны в тот момент были увещевания встречающихся по дороге гидов. Мы прошли довольно-таки далеко, но не дошли даже до каких-либо ответвлений от ровной широкой дороги. Этна начала сильно дымить, на голову посыпался вулканический песок и мы решили повернуть обратно, чуть прицепившись в хвост к группе, которая как раз прошла мимо в сторону потухших кратеров.

Вернувшись обратно к первым кратерам, мы отправились на прогулку вокруг них. Гид водил по короткой дороге, а ведь самое интересное оказалось чуть дальше, и доступно даже больше, чем поход в главному кратеру. Дальше будут только фотки, думаю, текст будет лишним. Мы гуляли по округе часа два, чтобы затем спуститься вниз. Однако, во время ожидания отправки джипов удалось пообщаться с гидами. Они, увидев, что мы начали подъем в 10 утра, заканчиваем его в 15-00, удивились. Потому что многие укладываются в пару часов. И что мы могли там делать так долго. И правда, что?

Etnea8

Etnea10

Etnea12

Etnea13

Etnea14

Здесь прям видно как проходил поток лавы, чтобы затем застыть твердым каменным полотном ландшафта.

Etnea15

И вот по таким узким дорожкам, по бокам от которых крутые склоны кратеров, мы гуляли вокруг них. На мой взгляд, это более опасно, чем утоптанная раскатанная дорога в сторону главного кратера. Но, наверно, там ожидают более серьезные опасности. Здесь же нужна особая сноровка — часть пути — это спуск или подъем по сыпучей породе, кое-где красивого красно-оранжевого цвета.

Etnea16

Etnea17

Etnea18

Etnea19

Etnea20

Etnea21

В какой-то момент просто ощущаешь себя на краю мира, особенно когда под ногами такие виды.

Etnea22

Etnea23

Etnea24

Etnea25

Etnea26

На обратном пути нас еще ожидали небольшие неожиданности. Почему-то канатная дорога сбоила, так что несколько раз мы просто повисали без движения над черными склонами, довольно таки высоко. Поэтому на первый автобус до Катании не успели. Следующий был в 16-30, через полчаса, зато мы успели выпить кофе и перекусить кусочком местной еды.

Я не знаю как людям хватает пары часов на все это. Этна захватила и поработила нас так, что мы уходили с огромным сожалением. Хотелось присесть на камень с видом на склоны и облака, расслабиться, погрузиться в себя, послушать тишину, просто смотреть и впитывать в себя эту красоту. Ни одна фотка не передает ни атмосферы, ни особенной атмосферы места. И я всегда буду стремиться вернуться туда.